Врач не должен прописывать БАДы!

GZT.RU, Ирина Власова

Биодобавки, БАДНедобросовестная практика рекламы и распространения биологически-активных добавок (БАД) вынудили Минздравсоцразвития и Роспотребнадзор разработать поправки в «Закон о рекламе». Эксперты, говоря о беспределе на российском рынке в данной нише бизнеса, предполагают, что необходим полноценный федеральный законопроект для цивилизованного оборота БАД.

Законопроект, ограничивающий рекламу биологически-активных добавок, разработан в связи с многочисленными жалобами, которые поступали от потребителей в связи с недобросовестной рекламой и активным и агрессивным навязыванием БАД их распространителями.

«От всех болезней сразу»

Минздравсоцразвития отметил, «что наиболее сложной проблемой при обороте БАД является недостоверная реклама этой продукции, которая зачастую не соответствует информации, согласованной при государственной регистрации продукции, а также распространение БАД в неустановленных местах». При этом, недостоверной рекламой, отмечает ведомство, считается не только ложная информация, но и «использование в рекламе неточных высказываний, преувеличений или недостоверных сведений об отдельных характеристиках товара, все это создает у потребителя неверное представление относительно рекламируемого товара».

БАД— не являются лекарственными средствами, добавки применяют только для профилактики отдельных видов заболеваний и поддержания нормального состояния организма, а также в качестве вспомогательного средства в комплексной терапии ряда заболеваний. «В качестве лекарственного средства для лечения тех или иных заболеваний БАД не применяются и рекомендоваться не могут»,— заметили в Минздравсоцразвития.

 

Что меняется

Законопроект предлагает установить, что в рекламе добавок в обязательном порядке должно быть указано, что БАД— это пищевой продукт, который не является лекарственным средством и не применяется для лечения каких-либо заболеваний.

В соответствии в предложенными поправками предлагается разрешить торговлю БАД только через аптеки, специализированные магазины по продаже диетических продуктов, а также специальные отделы, секции, киоски продовольственных магазинов. Будет запрещена продажа биологически активных добавок к пище на дому у покупателя, на улице и иных местах.

«Планируется также ограничить содержание рекламы БАД. Реклама биологически активных добавок к пище не должна: содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок; содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок; создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок. Еще одна рекомендация: реклама конкретного вида биологически активной добавки к пище должна содержать информацию о средней розничной цене на срок действия рекламы.

 

Инициатива похвальна, но будет ли эффект?

Загадочные названия, чудесные обещания молодости и здоровья, запрещенные к применению в РФ экстракты, включая сильнейшие галлюциногены и ядовитые вещества, дистанционные продажи, несмотря на запрещение таковых, и в итоге всегда потеря больших денег— обычная практика продвижения БАД в России. «То, что в этой нише царит полный беспредел, от которого страдают самые незащищенные слои населения,— не нужно уже и доказывать,— говорит GZT.RU Алексей Бобрик, директор "Открытого института здоровья," .— Потому любое наведение порядка можно только приветствовать».

Говорить же об эффективности таких поправок эксперту пока сложно. «Сегодня лекарство за 3 тысячи рублей и БАД за 300 может лежать на одной полке в аптеке, и разобраться в разнице между ними непосвященному человеку бывает просто невозможно. Думаю, что бизнес попытается адаптироваться, и обвинять его бессмысленно, поскольку его главная цель— заработать. Порядок должно наводить государство». В большинстве стран БАД широко продаются в аптеках, но в них резко ограничен свободный отпуск лекарств, потому все покупатели знают, что ничего из действительно лечащего без рецепта купить невозможно, поясняет эксперт. «Важнее законодательно ограничить доступ к продвижению БАД медицинского сообщества, врачей и лечебные учреждения»,— отметил Алексей Бобрик.

 

БАД— это не для врача!

«На четвертой стадии онкологического заболевания пациенты принимают все, что угодно: мочу, керосин и килограммы БАДов, отдавая за них баснословные суммы, даже если это больные медики. Человек цепляется за жизнь и происходит „инверсия" психики. Но я ни разу не видела, чтобы от биодобавок не только наступило излечение, но хотя бы улучшилось качество жизни пациента,— рассказала GZT.RU практикующий онколог, заместитель главного врача Онкологического диспансера №2 МОНИКИ, профессор. Лали Когония.— Проходящим химиотерапию больным пищевые добавки, может быть, и не вредят, но и пользы от них никакой».

Медик не может заниматься распространением БАД априори, считает профессор Кагония. «Что касается пациентов с 1–2 степенью болезни, ни о каких добавках не может быть и речи, лечение должно идти по стандарту и, главное не терять время,— сказала GZT.RU профессор Когония.

 

Половина БАД в тени

«Разработаны только поправки к статье № 25 Федерального закона „О рекламе",— заметил GZT.RU Давид Мелик-Гусейнов, директор российского представительства аналитической компании Cegedim.— Возможно, что продвижение биодобавок через врачей отрегулирует с 2012 года закон „Об основах охраны здоровья граждан", так что данные поправки могут быть полезны только как временная мера,— сказал Мелик Гусейнов.— Рынок БАД в России давно созрел для полноценного регулирования». Объем данной ниши фармбизнеса эксперт оценивает в $1 млрд, еще столько же находится «в тени». «А это, к примеру, объемы всего фармрынка Украины»,— считает эксперт.— И до 25% теневых продаж БАД, продвигаемых главным образом через интернет,— фальшивки».

Самые громкие скандалы с подпольным производством, а также продажей копеечных препаратов за огромные деньги – 30–40 тысяч рублей также связаны с биодобавками. Правда, по мнению аналитика, интерес к данной продукции у продовольственных магазинов может в условиях России быстро погаснуть, поскольку сектор чувствителен к макро-экономическим показателям, тем не менее Мелик-Гусейнов перспективу в данной нише бизнеса в целом видит. «В США этот сегмент составляет $60 млрд, в Японии— $48 млрд. Через 3–4 года в России сектор может вырасти до $5–10 млрд». Эксперт связывает такой возможный рост с активностью рекламы и любовью населения к самолечению. «Рекомендация указывать цену в рекламе не используется ни в одной другой отрасли,— заметил Мелик Гусейнов,— но это попытка оградить наивных потребителей от неприкрытого обмана».

Некоторым отечественным производителям биодобавок придется менять стратегию, полагает аналитик. Так компании «Эвалар», активно проводящей клинические испытания своих добавок, теперь придется менять рекламную политику, поскольку ссылки на испытания в рекламе будут запрещены. В качестве примера цивилизованного подхода в продвижении биодобавок эксперт привел Японию, где понятия лекарств и добавок не смешиваются, в то же время даже при приеме на работу японцы обязаны уточнять в анкете, какие биодобавки они принимают для отражения полноценности своего рациона.

 

Источник: GZT.RU

Эти товары могут быть полезными для вас: