Продолжение. В начало.
Ради чего спортсмен много лет упорно тренируется, тратит время и здоровье? Какая от этого польза? Ему, родине, человечеству?
То, что мы называем спортом, возникло в глубокой древности и первоначально имело ритуальный, магический смысл. Охотник, успешней других поражавший копьем нарисованную шаманом антилопу, скорей всего и с охоты приносил больше добычи. Позже, в классической Греции, спорт по необходимости начал развиваться в городах. В городах сосредотачивались материальные ценности, притягивающие жадные взоры соседей. Да и сами по себе граждане представляли немалую ценность, при поражении их обычно обращали в рабов или отпускали за значительный выкуп... В то время по суровой необходимости занятия спортом были для граждан обязательными и жизненно необходимыми. Уровень подготовки выявлялся в сражениях. Плохо подготовленные воины, которые быстро погибали и не могли защитить себя и свой город, уходили с исторической арены. Вместе со своими городами. В то время каждый воин был универсалом. Его учили хорошо бегать, прыгать, плавать, метать копье, поднимать тяжести, фехтовать, сражаться без оружия. Иначе не выжить, иначе смерть. Сейчас примерно так готовят элитные войска и спортсменов-многоборцев.
Хитрые греки быстро сообразили, что проверить готовность воина к войне можно и в учебном поединке. Так появились первые соревнования.
Сразу потребовались судьи и появились наблюдатели. Красочное зрелище с неоднозначным исходом привлекало толпы зрителей, которые делали ставки на возможного победителя. Появился и заработал тотализатор... Материальная заинтересованность требовала от соревнующихся все большего профессионализма. Один лучше бегал и выступал только в забегах, другой - прыгал, ну и так далее... Спортсмены перестали быть универсалами. Одни лучше бегали, другие дрались на кулаках, метали копье или прыгали. Универсализм был утерян. То, что было хорошо для зрителей, не подходило для военной подготовки. Основная цель забылась. Великолепно и всесторонне подготовленный воин проигрывал профессиональному спортсмену на его поле. Яркий пример специализации - братья Пандавы (Махабхарата, Индия). Впятером заняли пять первых мест в пяти различных видах соревнований, и получили приз - прекрасную принцессу Драупади. В общем, по моему мнению, незаслуженно.
Постепенно соревнования приобрели общегреческое значение. Много позднее о возникновении олимпийских игр сложили красивую легенду, которая в чем-то перекликается с историей братьев Пандавов...
Поскольку в ходе соревнования можно было выявить сильнейшего спортсмена, не убивая и не калеча более слабых, такие состязания стали называли Играми. Игра - это нечто не вполне серьезное, не обязательное, детское, не смертельное. По крайней мере, для большинства участников. Игра в куклы, игра в войну, игра в карты, игра в футбол, олимпийские Игры... (Если не считать игрой, например, спорт древних ацтеков - игру тлачтли, проигравших в ней приносили в жертву.) Шли столетия.
Римляне, считавшие себя культурными наследниками греков, дали миру гладиаторские бои. В основном гладиаторами были рабы. Самые умелые - получали свободу, богатство, известность. Ими восхищались, их любили прекрасные женщины, им завидовали. Нередко гладиаторами добровольно становились и свободные люди. Большинство из них охотилось за наградой, некоторые за славой.
Рыцарские поединки средневековья, по существу, продолжили античную традицию военно-спортивной подготовки.